«Рассчитываю на бизнес-ангелов»

Таганрожец Артемий Татасьян планирует начать серийное производство экшн-фигурок – подвижных игрушек, копирующих известных персонажей кино и мультфильмов. В западных странах такие фигурки часто коллекционируют поклонники той или иной кино-вселенной. В России данное направление пока развито слабо, поэтому г-н Татасьян предполагает ориентироваться на общемировой рынок, продавая свою продукцию через интернет. На первых этапах он намерен изготавливать фигурки героев мультфильма «Книга жизни». Первый прототип, одного из героев фильма – тореадора и музыканта Маноло – Артемий изготовил вручную. Для запуска серийного производства он планирует привлечь инвестиции в размере 16 млн рублей. С целью проверки востребованности проекта на рынке г-н Татасьян прибег к краудфандингу. На данный момент самый крупный донат в его кампанию составляет $100, внес его режиссер «Книги жизни» Хорхе Гутьеррес.

 

 

TN: – Как вам пришла идея заняться изготовлением экшн-фигурок?

А. Т.: – Я посмотрел мультфильм «Книга жизни» как раз в тот период, когда увлекался работой с деревом: делал разные поделки для друзей – маленькие гитары, резные буквы алфавита и т. п. Мультфильм мне очень понравился, и где-то полгода во мне бурлили впечатления от его просмотра. Я захотел купить экшн-фигурку одного из героев, стал перекапывать интернет, но нигде ничего подходящего не нашел, только пластиковый вариант высотой 15 сантиметров, очень низкого качества за 3 тыс. рублей на «Амазоне». В России их вообще нет. Так и родилась идея изготавливать фигурки самостоятельно.

 

TN: – И с чего вы начали?

А. Т.: – С изготовления прототипа. Я делал его около 3-4 месяца, а параллельно – разрабатывал бизнес-план, прорабатывал финансовую сторону проекта, изучал деловую литературу и т. п. Я изначально хотел, чтобы это было не просто исполнением моей мечты, а делом, которое будет приносить прибыль и радость. Кроме того, я связался с Хорхе Гутьерресом, рассказал ему о своих намерениях, и он их поддержал.

TN: – Обычно новые серии экшн-фигурок выпускают на волне набора популярности, причем зачастую речь идет не об отдельных фильмах, а о кино-вселенных. Например, это герои вселенных DC и Marvel, базирующихся на комиксах, жанре, который пока не очень освоился в российской культуре. Вас это не смущает, вы знаете о каких-то коллекционерских сообществах в РФ, которые могут обеспечить потенциальный спрос, или планируете ориентироваться не только на внутренний рынок?

А. Т.: – Безусловно, я планирую сразу выходить на международный рынок. В России есть, конечно, сообщества коллекционеров, но весь планируемый мной объем производства они не потянут, у нас это направление только зарождается и набирает популярность. Но зарубежные рынки – американский, европейский, японский – очень велики. Из-за ограничений, связанных с авторскими правами я не могу продавать фигурки, пока не заключу с правообладателями лицензионное соглашение. Но 40 предзаказов я уже получил, и потенциальные покупатели оставили на сайте свои контактные данные. Из них процентов 60 приходится на иностранные государства.

TN: – Как вы связались с Хорхе Гутьерресом?

А. Т.: – Я просто написал ему в твиттере, в фейсбуке, на почту, да и везде, где только мог, чтобы увеличить вероятность того, что он прочтет мое сообщение. Написал, мол, я такой-то такой-то, вот мой сайт, хочу делать такие экшн-фигурки, будет очень круто, если вы меня информационно поддержите. У нас разница с США 10 часов, я отправил сообщения вечером и лег спать. Проснулся в 6 утра и обнаружил, что у моей записи с описанием проекта на Твиттере 200 репостов. Хорхе поделился ей со своими подписчиками и до сих пор репостит некоторые мои записи. Он классный, общительный, мы иногда переписываемся. Он же перевел мне единственное на данный момент крупное пожертвование – $100 – и обещал помогать в продвижении проекта.

TN: – Как выстраиваются в данном случае отношения с правообладателем?

А. Т.: – Производители экшн-игрушек, например, компания Hot Toys и ряд других, покупают лицензию у правообладателей и выпускают фигурки под своим брендом. Порядок заключения лицензионного соглашения такой: правообладателю сразу выплачивается определенная сумма, которая гарантирует, что производитель действительно начнет производство и готов нести ответственность за качество своей продукции. Мы обговорили цену вопроса, она составляет 6 млн рублей на 2 года работы. Эта сумма подразумевает запуск мануфактуры, которая сможет создавать более 600 экшн-фигурок в год.

TN: – Это будет только Маноло?

А. Т.: – Нет, я еще планирую изготавливать фигурки его девушки Марии и друга Хоакина, а также других персонажей.

TN: – А каковы вложения в производство – помещения, оборудование, персонал и т. д.?

А. Т.: – Около 10 млн рублей. Сначала я предполагал разместить цех в Таганроге, но сейчас решил, что в Ростове будет проще найти необходимых сотрудников и выстроить инфраструктуру. Мне потребуется один столяр, который будет заниматься подготовкой дерева, три резчика и два художника, то есть 6 человек на производстве. Плюс отдел продаж и поддержки клиентов. Всего получится 8 человек, не считая меня. Что касается оборудования, то мы будем изготавливать каждую экшн-фигурку вручную. Поэтому, помимо станков – токарных, сверлильных, фрезерных и т. п., нам потребуется множество ручного инструмента – стамесок, граверов, оснастки к ним и т. п., в общей сложности больше 150 наименований. В общей сложности только в оборудование предстоит вложить около 2 млн рублей. Кроме того, необходимо помещение площадью 150-200 кв. м.

TN: – За счет каких средств вы планируете финансировать запуск проекта?

А. Т.: – Я работаю над тем, чтобы привлечь частных инвесторов и бизнес-ангелов. Возможно, в этом мне поможет промышленный коворкинг Донского государственного технического университета «Gараж». Также я буду презентовать проект на различных площадках, где венчурные инвесторы и бизнес-ангелы подбирают проекты для инвестирования. Таких площадок достаточно много, сейчас я разбираюсь в том, как они работают.

TN: – Каков запланированный срок окупаемости проекта?

А. Т.: – Полностью отбить вложения планируется к концу третьего года работы, но возможно это произойдет и скорее, так как сейчас новые идеи увеличения доходности и изменения стратегии появляются довольно часто.

TN: – Для производственных предприятий сейчас характерна проблема кадров. Что касается именно вашего проекта, то мне кажется, что найти хороших резчиков будет сложно. Как вы планируете эту проблему решать?

А. Т.: – Да, это тяжкий момент. Но я считаю, что, если я за 3 месяца научился резьбе по дереву практически с нуля, то, учитывая, что технология уже проработана, можно научить и другого человека, особенно если он резьбой уже занимался. Человек даже с минимальным опытом в этом деле справится достаточно спокойно.

TN: – Какова стоимость такой фигурки?

А. Т.: – Продавать их я планирую ориентировочно по 51 тыс. рублей, включая доставку в любой уголок земного шара. Себестоимость прототипа составила около 10 тыс. рублей, но он изготовлен из дерева, которое попалось под руку: местами липа, местами – яблоня. В серийном производстве мы будем использовать для деталей фигурки белый клен – дерево прочное и долговечное, а также удобное в обработке, из него легко изготавливать детали с высокой точностью габаритов. Гитары будем изготавливать из яблони или вишни. В целом серийное изделие будет сильно отличаться от прототипа. Там будут использованы более качественные и более технологичные шарниры. Сейчас я хочу собрать $1500, чтобы изготовить и отправить Хорхе и паре видеоблогеров по одной фигурке каждого вида, сделанной уже по всему технологическому процессу, который будет выстроен в серийном производстве. В прототипе по этим требованиям сделана только голова, потому что заниматься деревом – довольно дорого. Стамески, особенно хорошие, стоят приличных денег, требуется множество разнообразного оборудования для мелких операций – чтобы сделать каждую из них, нужен какой-то станок или специфический инструмент, иначе приходится очень сильно извращаться. Поэтому себестоимость серийных изделий будет заметно выше, чем у прототипа – она составит для Маноло около 40 тыс. рублей. И я очень благодарен за поддержку моей идеи ДГТУ. Когда в коворкинге «Gараж» узнали о моем проекте, то пошли мне навстречу и закупили оборудование, необходимое для изготовления фигурок, которые я планирую производить. Так что стартовать я планирую на их мощностях. Кроме того, именно благодаря взаимодействию с коворкингом я узнал о международном фестивале талантов, который проходил с 15 по 17 декабря прошлого года в Дубае. В коворкинге мне помогли оформить заявку на участие и снять презентационное видео, благодаря которому мой проект прошел в полуфинал фестиваля. Это позволило мне поехать в Дубай: организаторы оплачивали перелет из Москвы и обратно, проживание и питание, я платил только за дорогу до Москвы и регистрационный взнос в размере 1600 рублей.

TN: – Участие в фестивале дало вам какой-то практический результат?

А. Т.: – Познакомился с другими участниками, и это уже очень здорово. В финал я не прошел, поскольку выяснилось, что оцениваются только проекты, которые исполняются непосредственно в рамках мероприятия. Например, художники должны были нарисовать картину. Но в целом у нас на стенде было много посетителей, некоторые узнавали и Маноло, и меня, то есть, уже что-то знали о проекте. А ребята из Южной Америки рассказали, что у них очень популярен и мультфильм «Книга жизни», и экшн-фигурки.

TN: – В июне прошлого года Хорхе Гутьеррес на фестивале анимационных фильмов в Анси анонсировал выход продолжения «Книги жизни». Точная дата выхода ленты пока неизвестна, но вам, наверное, было бы выгодно успеть запустить проект до этого момента.

А. Т.: – Да, как поклонник этого мультфильма я даже надеялся, что мои фигурки могут стимулировать выход его продолжения, но так тоже очень хорошо (смеется).

TN: – Вы ограничитесь экшн-фигурками героев «Книги жизни» или обратитесь и к другим произведениям?

А. Т.: – В перспективе, конечно, я думаю о выпуске и других фигурок, возможно, таких, на которые не требуется лицензия, а также о выполнении индивидуальных заказов, особенно, если у предприятия будут свободные производственные ресурсы. Например, ДГТУ предложил мне изготовить фигурку, которая могла бы стать символом Дона. Я согласился и склоняюсь к тому, что это будет изделие на казачью тематику.

TN: – Откуда у вас тяга к работе руками?

А. Т.: – Наверное, еще из детства. Первое, к чему я приложил руки – это багги. Она до сих пор не собрана до конца из-за моего переезда в Таганрог. Она сделана из «двойки» – старой машины моего деда, который мне и привил собственно любовь к работе руками. Она по техническому состоянию не прошла техосмотр: кузов сгнил. И он отдал ее мне, сказал: «На, возись». Я из нее вытащил все внутренности и сделал новый кузов. С этого и началось наверное.

TN: – Семья вас поддерживает?

А. Т.: – Да, я всем очень благодарен за это.

Похожие сообщения

Оставить комментарий